Наставничество — это «персональная огранка» талантов человека, помощь в максимальном раскрытии потенциала и профессионализма.
Наставник — человек с большим опытом — помогает менее опытному коллеге достичь сложных целей в работе.
Например, в лицее поможет молодому педагогу разобраться в новой методике преподавания или подготовиться к профессиональному конкурсу, а ребенку — влиться в коллектив или научиться решать уравнения.
В работе наставник должен соблюдать следующие принципы:
- Добровольность.
Деятельность наставника и наставляемого должна быть добровольной — работа по принуждению не будет эффективной. - Целенаправленность.
В начале работы наставляемый определяет конкретные задачи, которые он хотел бы решить, и проговаривает их с наставником. У каждой пары есть конкретная цель: научиться писать сочинения, победить в конкурсе, реализовать творческий проект. - Оснащенность инструментами.
Перед началом работы наставник проходит обучение, знакомится с основными инструментами, методиками наставничества. - Рефлексивность.
На протяжении всей работы пара оценивает эффективность своего взаимодействия. Существует правило двух встреч: после них пара общается с организатором и обсуждает, готовы ли ее партнеры работать дальше, в правильном ли направлении движутся.
Наставничество «учитель — учитель»
Чем полезно
В лицее более опытный учитель может стать наставником новичка, чтобы помочь ему с профессиональными и жизненными задачами.
- Профессиональные задачи
Например, смена деятельности, адаптация к новой школе или классу, смена методики преподавания. - Жизненные задачи
Например, отсутствие поддержки со стороны близких, финансовые трудности, личностные кризисы.
Наставничество «ученик — ученик»
Чем полезно
Наставниками могут быть не только учителя, но и дети начиная с семи-восьми лет. Они могут помогать друг другу и вместе решать следующие задачи:
- Образовательные
Наставник помогает преодолеть проблемы с учебой или, наоборот, одаренному ребенку — проявить себя и реализовать свои сильные стороны. Например, объясняет, как решать уравнения, или готовит к участию в школьной олимпиаде.
- Социальные
Наставник помогает справиться с адаптацией внутри коллектива новичкам, детям с девиантным поведением, с ограниченными возможностями здоровья. Например, знакомит ребенка с другими учениками, организует игры на сплочение, помогает выстроить отношения со сверстниками.
- Индивидуальные
Наставник помогает решить жизненные проблемы ребенка, реализовывать его амбиции, желания, цели. Например, если подопечный мечтает о велосипеде, наставник рассказывает ему об основах финансовой грамотности: как накопить нужную сумму и как грамотно обращаться с деньгами.